Мир изначально несправедливый. Так думала моя младшая дочь, когда она узнала о разнице в достатке семей. Она всегда была такая милаша, с большими ушами и любопытными глазками, которые всегда готовы узнать что-то новое. Никогда не боялась спрашивать, почему у одних есть много денег, а у других только несколько бумажек.
Однажды наша семья отправилась в гости к бывшей бабушке моего мужа, чтобы поздравить ее с новой квартирой. Мама искала работу, а я училась и занималась домом. Дочка была в шоке, когда увидела, что там нет ни домашнего робота, ни компьютера, а все время папа занимается делами у кабины. Девочка не знала, что такое компьютер, но она мечтала разрешить папе взять ее к себе на работу, чтобы они вместе побольше заработали денег.
Некоторое время спустя мы отправились на прогулку по городу. Мы сначала прошли мимо колоннады магазинов, где собаку занимаются все и вся, а потом свернули в сторону улицы, где живут люди в больших квартирах. Мы прошли мимо школы, где дети все время играют, и попали в парк, где девочка увидела самую красивую фигуру из цветов. Она была в шоке, что деревья тоже могут быть красивыми.
«Посмотри, мама, какая красивая фигура!» — сказала дочка, показывая на цветок. «Да, дочка, время цветет… а мы идем дальше» — отвечает мама. Девочка с мечтательным видом продолжает свой путь к мечтам о мясе и семечках
Мы вышли на главную улицу и пошли в магазин. Там я купила дочке конфетки, хотя мы всегда думали, что они слишком дорогие. Девочка была в шоке, когда увидела, что она может выбирать самые любимые конфеты.
Возвращаясь домой, дочка просила меня придумать работу, где маленькая девочка может заработать много денег. Я даже не знала, что сказать, чтобы она не расстроилась. Ведь я хотела, чтобы она была счастлива, но рано или поздно она поймет, что не все в этом мире так просто.
Моя дочь, как и все дети, видит и обсуждает много того, что происходит вокруг. Она знает, что есть дети, которые никогда не ходят в садик, и дети, которым не разрешено покупать игрушки или спать на мягкой кровати. Она знает, что когда-то у нее тоже была новая курточка, но теперь мама покупает только вещи на распродаже.
Один раз моя дочь заметила, что у нее нет телефона, и спросила, можно ли позвонить своей подруге. Я дала ей свой телефон и сказала позвонить. Через несколько минут я услышала постоянные сообщения. Я не могла поверить своим глазам: все друзья дочери звонят ей и спрашивают, где они сегодня гуляли. Они были в шоке от того, что моя дочь не знает, как правильно отвечать на звонок.
Моей дочери так трудно понять, почему у всех-всех детей есть все, а у нее нет ничего. Она хочет построить самый большой магазин в городе, чтобы продать все нужные вещи. Моя дочь мечтает, что она может помочь всем детям в мире, чтобы они тоже могли есть конфетки.
Такие мысли о неравенстве и социальной справедливости у детей возникают еще с малых лет. Они видят, что некоторым людям сложнее жить, хотя их тоже можно понять. Детей не интересует, кто виноват в такой ситуации, они просто хотят изменить мир к лучшему.
Рассказы детей о неравенстве и социальной справедливости
Дети разные, и каждый из них в своем возрасте начинает задаваться вопросами о том, почему вокруг него происходят такие неравенства. Их рассказы показывают, что они думают и какие яркие эпизоды остаются в их памяти.
Некоторые дети думают о том, почему некоторые люди имеют больше, а некоторые меньше. Например, Арсений рассказал историю о себе и своей семье: «Сегодня утром, когда пора было идти в школу, я подошел к маме и сказал, что у меня нет денег на проезд. Мама ответила, что заболела и не может дать мне деньги. А Петя, мой одноклассник, всегда ездит на машине с папой. Мне очень хотелось оказаться там вместе с ним…»
Интересно, что Арсений сразу привлек внимание к такой детали, как машина, которая принадлежит Пете и его папе. Это своего рода неравенство, которое он заметил и подчеркнул в своем рассказе.
Другие дети задумываются о том, как распределяются обязанности в семье. Например, Максим рассказал историю о том, как ребята делали домашнее задание: «Когда я пришел домой, мама лежала на диване и смотрела свои любимые сериалы, а я должен был делать уроки. Я попросил ее помочь мне, но она отказалась и сказала, что занята. Мне пришлось делать все самому. Я подошел к ней и спросил: ‘Мама, почему я всегда должен делать все сам, а ты только отдыхаешь?’ Она сказала, что я большой мальчик и могу справиться. Но я не понял, почему она не хочет мне помочь.»
Комната мамы, которая была закрыта, и мама, которая отказывается помочь Максиму, стали символами неравенства в его рассказе. Он чувствует, что его обязанности и ответственность в семье больше, чем у его мамы, и это вызывает у него негодование.
Дети также обращают внимание на то, как неравенство может проявиться в школе. Например, Даша рассказала историю о том, как учитель наказал ее, а не ее товарищей: «На уроке музыки у нас был экзамен. Учитель спросил нас, сколько нот в мажоре. Я подняла руку и ответила правильно, но учитель сказал, что я не правильно ответила. Я очень удивилась, потому что я была уверена, что знаю правильный ответ. Потом он спросил девочек из параллельного класса, и они ответили неправильно, но ничего им не сделал. Я не поняла, почему он меня наказал, а не их.»
Очень часто в рассказах детей прослеживается некая несправедливость, которую они видят и испытывают. Они начинают задаваться вопросами, почему так происходит, и сталкиваются с социальными различиями и неравенством, которое может быть как очевидным, так и скрытым.
- Арсений — рассказывает о различии в благосостоянии его семьи и одноклассника Пети, чей отец имеет машину.
- Максим — отмечает неравенство в распределении обязанностей между ним и его мамой.
- Даша — описывает случай, когда учитель наказал только ее, несмотря на то, что другие девочки дали неправильные ответы.
Эти и другие рассказы детей показывают, что неравенство и социальная справедливость вызывают чувство неудовлетворенности и негодования у детей. Они замечают и задают вопросы о том, почему некоторые люди имеют больше возможностей и привилегий, а другие остаются в неравномерных условиях. Для них важно понять, как можно изменить ситуацию и добиться большей справедливости в обществе.
Мнения детей о различиях в транспорте
Сегодня я поговорил с маленькими детьми о различиях в транспорте и их мнения были очень интересными. Одному мальчику, которого назовем Петей, всегда нравилось ездить на автомобиле и особенно на Мерседесе, который у него есть в семье. Он говорил, что это очень удобно, комфортно и быстро. Он не мог понять, почему кто-то все еще использует маршрутки, и даже назвал это странно.
Другой мальчик, Даня, который часто ездит на маршрутке с мамой, сказал, что он никогда не ездил на Мерседесе, но ему это не мешает быть счастливым. Он рассказал, что в маршрутке много интересных вещей происходит: люди разговаривают, танцуют и играют, а иногда даже играют с ним в «кошку-мышку». Он считает, что маршрутка может быть таким же хорошим местом, как и Мерседес.
Еще один ребенок, Даны, сказал, что его папа ездит на Мерседесе, а его бабушка – на маршрутке. Он говорит, что это нормально, так как каждый выбирает тот транспорт, который ему больше нравится. Его бабушка все время говорит, что важно не машина, а люди, с которыми она встречается на своем пути.
Еще одна девочка, по имени Даша, рассказала, как она недавно познакомилась с мальчиком по имени Ваня, который ездит на маршрутке. Он рассказал ей, что у него дома нет машины, и что иногда ему кажется, что все дети на Мерседесах и маршрутках должны быть равными. Даша задала ему вопрос «Почему?», но он пожал плечами и сказал, что не знает.
Одна девочка, по имени Алиса, рассказала мне о своей знакомой, которой заболела нога и ей пришлось использовать маршрутку для поездок. Она сказала, что это было для нее очень интересное и полезное про
Наблюдения детей: «Петя с папой – на Мерседесе, а мы с мамой – на маршрутке»
Вика: Петю с папой вижу каждый день. Они на Мерседесе ездят. А мы с мамой всегда на маршрутке идем. Почему у нас нет такой красивой машины? Федя: Наверное, у нас нет денег на такой автомобиль. Но это не значит, что мы хуже. Деньги не самое главное. Вика: Но почему некоторые люди имеют больше денег и могут себе позволить такие вещи? Федя: Наверное, у них родители занимаются какой-то хорошей работой и зарабатывают большие деньги. Но это не всегда справедливо. Я думаю, что важно быть добрым и отзывчивым человеком, а не просто иметь много денег. Вика: Согласна, Федя. Но все равно грустно, когда видишь, как другие вещи имеют, а самая лучшая машина, которую мы можем себе позволить — это маршрутка. |
Эта беседа показывает, что уже в раннем возрасте дети начинают замечать социальные различия и задавать вопросы. Мы, взрослые, должны помочь им понять, что справедливость и равенство не всегда зависят от материальных благ. Наши дети должны знать, что самое главное — это любовь, дружба и забота о других людях.
Рассказы детей о своих представлениях о социальном статусе
Даня: Недавно мы с папой гуляли по парку. Увидели очень красивую машину с надписью «Мерседес». Я спросил папу, как такому человеку удается купить такую машину. Папа ответил, что это машина для очень богатых людей, которые могут себе позволить такую роскошь. Они зарабатывают много денег и могут позволить себе покупать такие машины.
Рома: Мне кажется, что наше место в машине рассказывает о нашем социальном статусе. Если мы едем на маршрутке, то означает, что мы не такие богатые, как владельцы Мерседеса. Но это не значит, что мы хуже или лучше. Мы просто живем по-другому.
Веня: У нас с папой тоже есть машина, но она не такая красивая, как Мерседес. На ней нет никаких надписей и она довольно старая. Но мой папа умеет ею качаться по дорогам, словно это карусель. Когда я еду с папой, мне всегда весело.
Даша: Моя мама не умеет водить машину. Она ездит на работу на автобусе. Когда я вижу, как мама садится в автобус, я всегда ей машу рукой и громко кричу «прощай». Мама говорит, что автобус – это прекрасный способ передвижения и что это не значит, что мы хуже тех, кто ездит на машинах.
Катя: Мой папа работал водителем, но потом у него случилась авария и он больше не может работать на машине. Теперь мы живем с мамой на пособие и у нас нет машины. Меня это не беспокоит, потому что я вижу, что мои родители очень стараются, чтобы мы были счастливы.
Лена: У меня есть друг Антон, его семья очень богатая. У них есть две машины, большой дом и компьютеры. Мы иногда играем у него в игры на компьютере. Антон всегда говорит, что у него все есть, а у меня не так много. Некоторые дети в школе даже прикалываются, что я живу в маленькой квартире. Но я не обижаюсь на них, потому что я знаю, что важно не только то, что есть у тебя, но и какой ты человек внутри.
Юмористические анекдоты про маршрутку
Анекдот 1: Мама и дочка едут в маршрутке. Дочка видит надпись «Молоко» на одной из крышек и спрашивает: – Мама, а где «Болоко»? |
Анекдот 2: В маршрутке сидит маленький Максим. Его внимание привлекает реклама на планшете водителя, где показывают красивые девушки. Максим спрашивает маму: – Мама, а что они делают? Мама отвечает: – Они работают моделями. Малыш задумчиво отвечает: – А я, когда вырасту, буду водителем маршрутки! |
Анекдот 3: Две дамы разговаривают в маршрутке: – Я училась фокусам одной старой цыганки. – Ну и что она вам показала? – Однажды в маршрутке она заговорила с водителем, и все пассажиры накормились конфетками! |